Виртуальный концертный зал
6+

28 Декабря 2015 начало в 18:00

цена билетов: Вход свободный руб.

Виртуальный концертный зал

Юбилейный авторский концерт

Композитор Ефрем Подгайц

Камерный зал 
Вход свободный 


Академический симфонический оркестр Московской филармонии
Дирижер – Евгений Бушков
Анна Аглатова (сопрано)
Марк Бушков (скрипка, Бельгия)
Александр Бузлов (виолончель)
Святослав Липс (фортепиано)
Детский хор «Весна» имени А.С.Пономарёва

В ПРОГРАММЕ:
Подгайц

Тройной концерт для скрипки, виолончели, фортепиано и симфонического оркестра

«Формулы» – концерт для симфонического оркестра

«Как нарисовать птицу» – кантата для сопрано, детского хора и симфонического оркестра на стихи Жака Превера
Тройной концерт для скрипки, виолончели, фортепиано и симфонического оркестра, соч.75 (1988)

Самый масштабный концерт Ефрема Подгайца, Тройной, написан для традиционного состава инструментов – скрипки, виолончели, фортепиано и симфонического оркестра. Интересно, что первоначально композитор мыслил партию виолончели как саксофонную.

Идея написания концерта именно для такого инструментального состава, по словам автора, «пришла сама собой». «Уже существовали сольные концерты, двойной скрипичный концерт… Захотелось попробовать написать концерт для трех инструментов», – говорил Е. И. Подгайц. Несмотря на то, что композитор, как правило, пишет довольно быстро, Тройной концерт создавался в течение двух лет с длительными перерывами. «Остановился после первой страницы и очень долго не мог дальше сочинять, – вспоминал он. – Но потом как-то дело пошло – без черновиков все написал».

Премьера Концерта состоялась в 1989 году в рамках фестиваля «Московская осень».

Сочинение имеет автобиографические черты. Е. Подгайц считает Тройной концерт одним из самых важных для себя произведений, итогом определенного жизненного этапа. Несмотря на небольшой порядковый номер в общем списке опусов композитора, его можно назвать центральным сочинением Подгайца в жанре концерта. С одной стороны, здесь аккумулируются многие художественные находки прошлых лет. С другой – именно от Тройного концерта тянутся нити к будущим концертам композитора. Иными словами, в этой музыке в концентрированном виде представлены основные стилевые константы творчества композитора.

С точки зрения композиционного строения Тройной концерт представляет собой пятичастный цикл. Первая и заключительная части Концерта образуют огромную арку. Если первая часть является источником тематизма сочинения, то заключительную часть концерта можно рассматривать как, по сути, коду всего сочинения в целом: это становится возможным благодаря возвращению в первоначальном виде тем предыдущих частей, установлению органного пункта и некоторым другим приемам. Вторая и четвертая части делят между собой функции Скерцо, тогда как центральная третья часть, представляя собой каденцию трех солистов, играет роль медленной части цикла.

Интересно тематическое наполнение Концерта. Наряду с авторским материалом, здесь присутствуют заимствованные мелодии. Это песни Money, Money из репертуара группы ABBA, «Скованные одной цепью» российского коллектива «Наутилус Помпилиус». Две другие песни имеют фольклорные корни – вариант русской народной песни «Ой, там на горе» (ее композитор записал в одной из фольклорных экспедиций в Брянской области, еще будучи студентом консерватории) и еврейская застольная песня «Ломир але».

Главная тема Концерта появляется в самом начале первой части у виолончели и заимствована автором из собственного рок-романса на стихи А. Блока «Предчувствую тебя» (ор. 32, 1982). Правда, этот романс никогда не исполнялся публично. В сочинении есть еще несколько авторских «самоцитат». Во второй части концерта, также в партии виолончели, звучит тема из музыки к спектаклю «По зеленым волнам океана». Тема «Колыбельной» на стихи Р. М. Рильке (ор. 16, 1978) появляется в Концерте лишь однажды – в четвертой части – но она является одной из самых ярких среди кантиленных тем, и звучит параллельно с темой «Скованные одной цепью».

Тройной концерт – во многом знаковое сочинение и с точки зрения его значения в общем контексте творчества композитора, и с точки зрения обилия заимствованных тем – «знаков времени». Поэтому произведение может считаться неким подведением итогов предыдущих лет, и, своего рода, вершиной и источником для последующих творческих событий.

«Формулы», концерт для симфонического оркестра, соч. 156 (2000)

Мировая премьера оркестрового концерта «Формулы» состоялась в 2000 году на фестивале «Московская осень».

Это одночастное сочинение является своеобразным подведением итогов, творческих размышлений и поисков автора. Здесь скреплены в нечто единое формулы различных эмоциональных состояний – радостного возбуждения и грусти, безмятежности и драматизма, печали и безудержного веселья. Но главное в Концерте – движение. Оно начинается с главной темы (рефрена), которая представляет собой метроритмическую формулу: 5+5+5+4 восьмых, дающую энергетический импульс всему происходящему в дальнейшем.

В произведении использованы темы («формулы») из других сочинений Ефрема Подгайца: Miserere из «Весенней мессы», «Лебедь» из вокального цикла «Образы Рильке», русская народная песня «А муж невдолюга», записанная и расшифрованная автором в Брянской области, и «Пляшущая формула» из кантаты «Несмотря ни на что».

«Как нарисовать птицу», кантата для сопрано, детского хора и симфонического оркестра на стихи Жака Превера (перевод Владимира Орла), соч. 27 (1980)

Кантата «Как нарисовать птицу» была написана в 1980 году. Впервые сочинение прозвучало в 1981 году на фестивале «Московская осень» – премьера сопровождалась огромным успехом и имела большой общественный резонанс.

Произведение Ефрема Подгайца открыло новые возможности жанра кантаты. Его музыка создает ощущение стремительного, радостного свободного полета. Сочинение наполнено яркой возвышенной образностью. Здесь и «Урок живописи», где японский цветок, распускающийся на блюдце, «поет» завораживающую мелодию голосом саксофона, и «Урок арифметики», на котором мальчик играет с Жар-Птицей, и оживающий снеговик, и паровоз, везущий весну и море, но останавливающийся, чтобы уберечь Красоту.

Основатель, художественный руководитель и главный дирижер детского хора «Весна» Александр Пономарев писал, что «с именем Подгайца в творческую жизнь наших детей вошел новый мир образов и переживаний, связанных с возвышенной мечтой, поэтической фантазией, любовью к природе и окружающему миру». В свою очередь маэстро Саулюс Сондецкис говорил, что музыка Кантаты похожа на светскую литургию.

Вы можете купить билет

 

Уважаемые посетители! Если у Вас есть вопросы, связанные
с приобретением или бронированием билетов на нашем сайте, обратитесь:
к менеджерам филармонии по телефонам: (3522) 46-65-43, 46-01-06
в кассу филармонии по телефону: (3522) 46-62-16

Назад к афише
comments powered by HyperComments

Кассы филармонии

— Филармония, 640018 Курган,Троицкая пл., 1,
Тел: 46-62-16
Режим работы: Пн-Вс с 09:00-20:00, без обеда и выходных

— ТРЦ «Пушкинский», 640003, г.Курган, ул.Пушкина,25
Режим работы: с 12:00 до 20:00, без обеда и выходных

— ТРЦ «Рио», 640003, г.Курган, ул.Невежина, 3 ст.10,
Тел. 8 (912) 577 07 67
Режим работы: с 12:00 до 20:00,без обеда и выходных

— Курганский государственный театр драмы,
Тел. 8(3522) 46-15-19
Режим работы: с 10:00 до 20:00,без обеда и выходных

— ТЦ «Метрополис»,640023, г.Курган, 3-й микрорайон, 30
Режим работы: с 12:00 до 20:00,без обеда и выходных

— Справочная служба Дома Быта, 640003, г.Курган, ул.К.Мяготина,
Тел. 8(3522) 48-63-43
Режим работы: с 9:00 до 20:00, технологический перерыв 12:30-13:00,15:30-16:00

© 2024, ГАУ «КУРГАНСКОЕ ТЕАТРАЛЬНО-КОНЦЕРТНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ»

Троицкая пл., 1, Курган, Курганская обл., Россия, 640018

При использовании материалов сайта интернет-изданиями, прямая, активная гиперссылка, индексируемая поисковыми системами, указывающая на главную страницу веб-сайта обязательна.

НАШИ ГРУППЫ В СОЦ СЕТЯХ:



Индекс цитирования