Под руководством дирижёра Фреда Бутткевица (Германия) прозвучали сочинения П.И. Чайковского (Элегия памяти Ивана Самарина соль Мажор), Феликса Мендельсона (Симфония № 1 до минор), Антонина Дворжака (Концерт для виолончели с оркестром № 2 си минор). Солист - лауреат международных конкурсов Иван Сканави (виолончель).
О дирижёре Фреде Бутткевице рассказывает искусствовед Любовь Качарина.
Дирижёр, проникающий в природу
Фред Бутткевиц, наш гость из Улан-Удэ, накануне гастролей в Кургане легко согласился на небольшое интервью по телефону. Но он оказался таким интересным собеседником, что мы проговорили около часа… Невероятная судьба, необыкновенная личность. Я попытаюсь рассказать коротко.
Фред родился в Берлине - в Восточном Берлине, в семье музыкантов-духовиков. Его старший брат играл на фаготе в большом оркестре, а Фред учился играть на гобое. В семнадцать лет он выиграл серьёзный музыкальный конкурс в Германии. Первый приз был поездкой в Москву. Впервые он летел на самолете. Вместе с другими лауреатами их поселили в гостинице «Метрополь», и в течение двух недель музыканты каждый вечер(!) ходили в Большой театр. Как говорит Фред: «Тогда в Советском Союзе деньги не значили так много, не играли такую особую роль». У него была монета от брата - 15 копеек, и он с друзьями просто решил покататься на метро. Втроем они доехали до Университета им. Ломоносова, вышли погулять. Там познакомились со студентом из Бразилии, который пригласил их к себе просто попить чаю.
Мне кажется, эта Москва конца шестидесятых годов была для таких молодых гостей-музыкантов, артистов, студентов настоящей столицей науки и искусства, открытая, гостеприимная, щедрая на человеческие встречи.
Очень интересно рассказывает Фред о том, как воспитание в духе дружбы с Советским Союзом начиналось с детских библиотек, с народных сказок, со знакомства с культурой и литературой, с советскими фильмами, с понятия о справедливости, в том числе и в фильмах о войне.
Гобой, то есть именно музыка, участие в составе духового квинтета привели Фреда в Москву ещё раз, когда они, музыканты, выступали на сцене Кремлевского Дворца съездов, играли камерную музыку Бетховена, хотя зал был великоват для камерных сочинений… Музыкальное образование Фред получил в Берлинской высшей музыкальной школе имени Ганса Эйслера. Дирижёрское образование, начало дирижёрской деятельности Фреда было тоже счастливым и весьма успешным. Он завоевал звание лауреата - премию имени Карла Марии Вебера и получил право на стажировку в Ленинградской консерватории. По словам Фреда, он был первым (как подопытный кролик) дирижёром, который стажировался в Ленинграде, до этого чаще приезжали скрипачи, вокалисты, инструменталисты. Его куратором был профессор Арвид Янсонс.
И ещё был один необычный урок - такого не было в Берлине, - когда концертмейстер струнной группы оркестра Ленинградской филармонии рассказывал дирижёрам о возможностях струнных подробно, детально. «Лучшей похвалой для меня было, когда несколько лет после один из оркестрантов спросил меня: «Вы, наверное, скрипач?».
Два года стажировки в Ленинграде (1973-1975) Фред называет самыми счастливыми в жизни. Именно тогда он познакомился со своей будущей женой Светланой Трофимовой, успешной балериной, уже выступавшей в театре, но в то время занимавшейся в знаменитой балетной школе, Вагановском училище.
Талантливый дирижер, увлечённый музыкант, Фред сотрудничал с замечательными оркестрами в Берлине, Лейпциге, Дрездене, Гамбурге, в разных странах. Но меня поразила ещё одна история в его биографии - в течение почти пяти лет как музыкант он имел уникальную возможность свободного посещения репетиций Герберта фон Караяна. Как назвал его сам Фред: «Тогда это был музыкальный царь Европы». Невероятная удача для молодого дирижёра - даже без кураторского обучающего общения - просто видеть работу гениального музыканта. Интересно рассказывает Фред о репетиции 10-й симфонии Шостаковича. Боюсь только, что некоторые нюансы такого рассказа будут понятны лишь оркестрантам и дирижёрам.
Я завидую музыкантам нашего Зауральского симфонического оркестра, которые будут работать с опытным мастером, чьи концерты с прекрасными оркестрами в Японии, Германии, Хорватии, Китае проходили с огромным успехом, транслировались по радио и телевидению. В Хорватии Фред был постоянным гастрольным дирижёром Хорватского оркестра в течение 8 лет. В Германии профессор дирижирования Фред Бутткевиц преподавал в Веймарском университете музыки им. Ф. Листа, в Берлинской высшей школе музыки до 2015 года.
Всё это время (40 лет) рядом с ним была его любимая жена. Сейчас, как говорит Фред: «Сорок лет мы жили в Европе, Германии. Родственники жены построили дом на горе, он не должен стоять пустой. Теперь, если всё будет хорошо, ещё 20 лет будем жить в России.
Фред Бутткевиц - дирижёр-практик. Он знает о творческой работе дирижёра, кажется, всё. И безусловно он представитель европейской школы, продолжатель традиций Курта Мазура и Курта Зандерлинга, Вильгельма Фуртвенглера и Герберта фон Караяна. О технике дирижирования, мне кажется, он может рассказывать бесконечно. И не только как практик, но и как историк музыки, и как теоретик, как автор методики развития дирижёрского мышления. «Научиться дирижированию можно у природы - в ней все гармонично, все плавно перетекает из одной формы в другую, это большое легато, певучее, естественное, как дыхание».
Когда речь заходит об аппарате дирижёра, о технике темпоритма напряжения и свободы в движении, в музыкальной форме, он сравнивает музыку с проникновением человека в природу: регулярные парки - как насильственное вмешательство геометрии, и английский парк - такой, как в Павловске, - деликатный творческий союз человека с природой.
Музыка, выбранная для концерта в Кургане, - Мендельсон, с его гармонично-светлым восприятием мира; Дворжак, в пьесах которого классические музыкальные формы приняли в себя романтический темперамент и славянскую мелодику композитора; Чайковский, нежный и чувствительный, родной для всех музыкантов мира. Будем ждать встречи с прекрасной музыкой, рождённой в союзе Зауральского симфонического оркестра и мастера европейской школы Фреда Бутткевица.

Любовь Кочарина. КиК , 29.03.2018
Дата: 30.3.2018 / Категория: / Комментарии: 0
comments powered by HyperComments

События

^Наверх

Кассы филармонии

— Филармония, 640018 Курган,Троицкая пл., 1,
Тел: 46-62-16
Режим работы: Пн-Вс с 8:00-20:00, без обеда и выходных

— ТРЦ «Пушкинский», 640003, г.Курган, ул.Пушкина,25
Режим работы: с 12:00 до 20:00, без обеда и выходных

— ТРЦ «Рио», 640003, г.Курган, ул.Невежина, 3 ст.10,
Тел. 8 (912) 577 07 67
Режим работы: с 12:00 до 20:00,без обеда и выходных

— Курганский государственный театр драмы,
Тел. 8(3522) 46-15-19
Режим работы: с 10:00 до 20:00,без обеда и выходных

— ТЦ «Метрополис»,640023, г.Курган, 3-й микрорайон, 30
Режим работы: с 12:00 до 20:00,без обеда и выходных

— ТЦ «Метрополис», 640003,г.Курган, ул.Куйбышева,55 ,
Тел. 8 (912) 833 57 11
Режим работы: Пн-Пт с 10:00-19:00, Сб-Вс с 10:00 до 18:00

— Справочная служба Дома Быта, 640003, г.Курган, ул.К.Мяготина,
Тел. 8(3522) 48-63-43
Режим работы: с 9:00 до 20:00, технологический перерыв 12:30-13:00,15:30-16:00

© 2018, Государственное автономное учреждение «Курганская областная филармония»

Троицкая пл., 1, Курган, Курганская обл., Россия, 640018

При использовании материалов сайта интернет-изданиями, прямая, активная гиперссылка, индексируемая поисковыми системами, указывающая на главную страницу веб-сайта обязательна.

Индекс цитирования